Философские основы
Древняя восточная медицина построена на признании единства и гармоничности взаимоотношений человека с природой. Все в природе подчиняется законам космоса, а поскольку человек — часть природы, он тоже должен зависеть от этих законов.
Одно из основных понятий китайской философии — это «Инь-ян», выражающее противоположные и сменяющие друг друга явления: свет и тьма, солнце и луна, огонь и вода, активность и пассивность, мужское и женское начала, небо и земля. «Инь» и «Ян» находятся в постоянном взаимодействии и противоборстве, благодаря которым меняется природа (времена года, день и ночь). Монада — это один из древнейших символов, дошедших до нас, говорящий о взаимном проникновении двух вечно противоборствующих систем, которые никогда не смешаются, не перетекут друг в друга, но которые не могут существовать отдельно. В каждой из них есть точка другого цвета — символ зарождения «Ян» внутри «Инь» и наоборот.
Это же касается и человека. Он рождается, стареет, умирает и, наконец, возвращается в землю. Идеал — это полное гармоничное равновесие двух начал. Значения «Инь» и «Ян» дополняются понятиями жизненной силы, энергии. Чтобы природа и человек существовали, они должны быть наполнены жизненной силой. Согласно восточной философии, Вселенная образована движением и преобразованием пяти основных первоэлементов: дерева, огня, земли, металла, воды. Природа находится в постоянном движении, так же как и человеческий организм: день-ночь, утро-вечер, бодрствование-сон, вдох-выдох и т. д.
Одно из основных понятий китайской философии — это «Инь-ян», выражающее противоположные и сменяющие друг друга явления: свет и тьма, солнце и луна, огонь и вода, активность и пассивность, мужское и женское начала, небо и земля. «Инь» и «Ян» находятся в постоянном взаимодействии и противоборстве, благодаря которым меняется природа (времена года, день и ночь). Монада — это один из древнейших символов, дошедших до нас, говорящий о взаимном проникновении двух вечно противоборствующих систем, которые никогда не смешаются, не перетекут друг в друга, но которые не могут существовать отдельно. В каждой из них есть точка другого цвета — символ зарождения «Ян» внутри «Инь» и наоборот.
Это же касается и человека. Он рождается, стареет, умирает и, наконец, возвращается в землю. Идеал — это полное гармоничное равновесие двух начал. Значения «Инь» и «Ян» дополняются понятиями жизненной силы, энергии. Чтобы природа и человек существовали, они должны быть наполнены жизненной силой. Согласно восточной философии, Вселенная образована движением и преобразованием пяти основных первоэлементов: дерева, огня, земли, металла, воды. Природа находится в постоянном движении, так же как и человеческий организм: день-ночь, утро-вечер, бодрствование-сон, вдох-выдох и т. д.